ВЛАДИМИР СВЯТОЙ
(956 г. - 1015 г.)ВЛАДИМИР СВЯТОЙ - краткая военная биография - войны:
Междоусобные войны (975-980). Война с Польшей (981). Походы в Византию. Поход на Волжскую Булгарию (в 985 году). Поход на Хазарию (985). Поход в дунайскую Болгарию (989). Поход в прикарпатские земли против белых хорватов (992). Русско-печенежские войны (990-996). Византийский поход в Армению (1000). Поход в дунайскую Болгарию (1000). Поход на печенегов (1015).ВЛАДИМИР СВЯТОЙ - основные битвы:
Захват Полоцка (975). Взятие Киева (в 980 году). Война с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую Русь (981). Завоевание Червен и Перемышля (981). Покорение вятичей (981—982). Покорение балто-литовского племени ятвягов (983). Покорение радимичей (984). Осада Корсуни в Крыму (988). Подавление мятежа болгар и византийского военачальника Варды Фоки (989). Отражение набега печенегов (990). Битва на Трубеже (992, с печенегами). Сражение под Василёвом (6 августа 996, с печенегами)Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Красное Солнышко, Владимир Креститель — князь новгородский (с 970—978), князь киевский (с 978—1015), при котором произошло Великое Крещение Руси
В 970 году князь Святослав, уходя в поход, посадил малолетнего Владимира, своего незаконного сына от ключницы Малуши, князем-наместником в Новгороде. Посадником при Владимире стал дядя, брат Малуши, Добрыня, его главный воспитатель с первых лет жизни.
Так на шестом году жизни Владимира началось его первое восхождение к великокняжеской власти. 970 год стал во многом определяющим для Руси, ибо Святослав тогда первым раздал детям уделы, тем самым укрепив власть Киева, но в дальнейшем этот раздел земель обернется трагедией.
Владимир вырос под неусыпным оком Добрыни, который готовил душу и тело племянника к испытаниям, ибо понимал, что не будут в Киеве вечно терпеть его посадником, а Владимира — наместником Новгорода. И хотя сам Ярополк, старший сын Святослава, свято блюдет отцовские заветы по разделу державы, но есть у него советчики и воеводы, которым не дает покоя мысль, что держава роздана в три пары рук. И ее надлежит собрать! Да ведал он и о своей душе, что нет в ней покоя, что хочет она большего и готовил к большему. Себя и племянника.
Учил он его суровой воинской науке, в которой важное место занимали: верстовые пробежки, плавание в утренних холодных протоках, тягание тяжестей, метание дрота и привитие навыков лучной стрельбы. И исподволь — эпизодическое командование дружиной, воспитание небоязни дальних походов — от переходов по болотному и лесному бездорожью до кратких посылок «за море» — на побережье Балтики, для взаимного узнавания князя с родней ильменцев — варягами. А как отдых — лихие охоты, рыбалки, воспитывающие терпение и умение подманить жертву, поощрение стычек-драк со сверстниками.
Весной 975 года сын главного воеводы Святослава — Свенельда, который и принес в Киев весть о смерти князя, а ныне главный воевода Ярополка — Лют, охотясь, заехал в глубь древлянских земель. Олег и его окружение, недовольные безраздельным влиянием на киевского князя его воеводы, решили подсечь корень Свенельдов, и приказали убить Люта. Ответным ходом воевода убедил Ярополка пойти на Олега и полностью подчинить его земли себе. Началась война, в ходе которой Олег был убит. Ярополк был потрясен гибелью брата и с укором и ужасом произнес, обращаясь к Свенельду, что именно этого воевода и хотел с самого начала, а он, князь, — не хотел.
Но раскаяние запоздало — по Руси уже пробежали слухи об одном из самых страшных преступлений — братоубийстве. Добрыня понял, что это шанс. Он знал, что Ярополк не желает зла единственному теперь брату, но убедил Владимира, что ему угрожает смерть.
И Добрыня склоняет Владимира к бегству из Новгорода за море. Они убежали, а Ярополк, естественно, посадил в городе своих людей, что в скором времени преподали Владимиру как лишнее подтверждение ненависти к нему брата. Шел на исход 977 год.
Два года проведет Владимир за морем и лишь в начале 980 года вернется на Русь. Эти два года стали для него хорошей военной школой, ибо жизнь его протекала в основном среди викингов-норманнов, исповедовавших культ меча, войны и личной храбрости.
С сильной дружиной Владимир и Добрыня прибыли в Новгород. Владимир был милостив: он отпустил людей брата с тем, чтобы сказали они в Киеве, что идет против них Владимир и Новгород. Но прежде чем киевлянам было суждено испытать горечь поражения, тяжесть меча, обученного за морем Владимира, пала на землю кривичей — на Полоцкое княжество. Здесь правил варяг князь Рогволод.
Земли половчан лежали между Киевом и Новгородом, поэтому и Владимир, и Ярополк стремились иметь его своим союзником. Оба брата направили свои посольства к князю, прося руки его дочери Рогнеды, но Владимир запоздал — Ярополк успел первый сговорить за себя княжну. И вообще он был великий князь Киевский, человек по натуре спокойный и добрый, а Владимир же — личность пока явно сомнительная, к тому же слава его громких подвигов — военных и особенно любовных — докатилась и до Полоцка. Поэтому ничего удивительного нет, что Рогволод устами дочери ответил посланцам Владимира, что не хочет его дочь разувать сына рабыни (старый обычай — перед брачной ночью молодая разувала своего мужа), но Ярополка хочет.
Оскорбление Владимиру и Добрыне было нанесено публично и требовало публичного воздаяния. Поэтому в данном случае Владимир с дядей действовали как опытные воины — их войско тотчас же по получении подобного ответа двинулось к Полоцку.
На глазах отца, матери, братьев и многих иных она была унижена Владимиром, как олицетворение пресечения старой династии, как символ неспособности бывших князей полоцких защитить честь собственных дочерей, сестер, жен. После этого Добрыня громогласно назвал Рогнеду «дочерью рабы» — прежней династии более не существовало. Тут же Всеволод и его сыновья были подняты на мечах перед языческим кумиром.
После взятия Полоцка войско Владимира, в состав которого он включил и западных кривичей, признавших законность его власти, двинулось на Киев.
Киевский князь забеспокоился — киевляне были ненадежны.
Ибо Ярополк, воспитанный при дворе бабки-христианки и проникшись идеями новой веры (хотя из политических соображений и продолжавший исповедовать язычество), опирался на двор и дружину, доставшуюся ему по наследству от Ольги (дружина Святослава почти вся пала в походе), а в приближенных княгини и в ее войске было множество христиан. Они противостояли населению Киева, состоявшего из язычников. Так что князь был вынужден балансировать между дружиной и посадом, христианами и язычниками.
Отдавая дань значимости горожанам-язычникам, он приближает к себе воеводу Блуда — воеводу не дружины, а главу городского ополчения.
Однако, не выражая энтузиазма сражаться под знаменами Ярополка, киевляне тем не менее сохраняли ему формальную лояльность, ибо его власть и власть его людей была весьма мягкой и осторожной и вполне устраивала подданных.
Все это учитывал Добрыня и поэтому научил племянника обратиться к Блуду с предложением помочь ему, Владимиру. Когда же Владимир убьет брата — то Блуд станет ему вместо отца. Не он, Владимир, начал братоубийство, а Ярополк. И ныне он пришел на брата, убоявшись той же участи.
Князь решил опереться на воеводу-язычника, а воевода поверил язычнику-князю. В борьбе против склоняющегося душой к христианству Ярополка Блуд решил помочь Владимиру. Когда Ярополк начал собирать войско для отражения подходящего к Киеву Владимира, Блуд отговорил его, аргументируя это тем, что на Киев нападать не посмеют, намекая, что и войско будет собрать трудно. В результате, когда Владимир подошел к городу, Ярополку пришлось лишь с одной дружиной запереться в крепости на Старокиевской горе. Блуд внушил Ярополку недоверие к собственной дружине и посоветовал ему тайком бежать в пограничный городок на реке Роси Родню, а затем к печенегам, за помощью.
Ярополк бежал, Владимир вошел в Киев. Здесь он повторил полоцкий ритуал — беременная жена брата была также взята Владимиром.
Князь Владимир обложил Родню, и когда осада стала нестерпимой, Ярополк по совету Блуда сдался на милость победителя. Он надеялся, что брат не посмеет совершить над ним кровавый обряд, но был казнен двумя язычниками из дружины Владимира по всем правилам — поднятием на мечах в Родне пред статуей бога Рода. Отныне по всем законам и обычаям Владимир был единственным властителем Руси.
В 986 году в Киев приехал греческий философ. Грек поведал князю об основных догматах православия и посоветовал ему принять крещение. Несмотря на то что Владимир проявил известное колебание в своем окончательном принятии веры, он все же послал бояр в Константинополь для окончательного знакомства с православием.
Перед ними открылись двери храма Св. Софии, где посланцы увидели праздничную службу, убранство храма и были поражены увиденным. «Ввели нас туда, — рассказывали посланцы князю Владимиру,— где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладости, не возьмет потом горького. Так и мы — не можем уже оставаться прежними».
И бояре, и «старцы градские» одобрили выбор своих послов. На вопрос Владимира, где принять крещение, совет во всем положился на волю своего князя.
На следующий год прибыло посольство Византийского императора с просьбой помочь в подавлении восстания малоазиатского наместника и полководца Варды Фоки, Владимир потребовал за помощь руки сестры императора Анны, хорошо зная, что родственники императоров могут сочетаться браком лишь с людьми своей веры. Император поспешно согласился на это условие.
988 год оказался удачным для русского оружия — шеститысячный отряд славян во многом способствовал разгрому Фоки, но Анна на Русь не прибыла: император не посмел открыто отдать свою сестру за язычника и варвара. Но он хорошо знал намерения Владимира, и поэтому его тайная служба предложила князю осадить и взять Корсунь (Херсонес), важную колонию империи, а взамен ее получить, теперь уже официально, руку Анны.
Князь Владимир киевский пошел к Корсуни. Но крепость оказалась сильно укрепленным городом, который так просто было не взять. Анастас был раздосадован — ему приходилось в этом случае почти открыто выступать на авансцену событий. Он возвращается в Корсунь и отсюда извещает князя о месторасположении городского водопровода. Владимир перекрыл доступ воды в город, и через несколько дней Корсунь сдалась.
Жители, не посвященные в хитросплетение политики властителей, ожидали разграбление города варварами, но ничего подобного не случилось. Владимир был необычайно милостив, и скоро горожане вернулись к мирной жизни.
Тем временем киевский князь принял крещение, и было решено, что в скором времени последует и крещение всей Киевской Руси. Анна выехала навстречу своему будущему супругу. Анастас стал духовником Владимира, которому отныне пришлось покончить с привольным житьем вождя-язычника.
Он распустил свой гарем, насчитывавший более восьмисот наложниц, и выдавал их замуж за своих приближенных.
Отныне у него одна жена — Анна. И один Бог — Христос, который скоро станет богом всей Руси.
Слово Христово, его учения звучали на Руси и до Владимира. Считается, что впервые о новой христианской вере славяне услышали еще в I веке н.э. Именно в это время в земли северного и восточного Причерноморья из Сирии приходит с целью проповеди христианская миссия, руководимая апостолом Андреем Первозванным и включавшая апостолов Матфея, Варфоломея, Симона Зилоту и Иуду. Пройдя Причерноморье, апостолы, ведомые Святым Андреем попути, в дальнейшем названному «из варяг в греки», добрались до ильменских земель, а там, через Европу — по знаменитому «янтарному пути», по которому везли с берегов Балтики солнечный камень еще до зарождения средиземноморских цивилизаций, — вернулись в Рим. По одному из преданий, проходя мимо горы, на которой спустя несколько веков Кий заложит город своего имени, Андрей Первозванный обратил внимание на это место, предрек ему великое будущее и воздвиг на ней большой крест.
Пророчество святого сбылось, и имя гордого города было известно во всех четырех сторонах света. Как города сильного, прекрасного, богатого. Теперь же ему надлежало, по замыслу князя Владимира Святого, стать и городом христианским, православным.
В Киеве возник первый храм — Десятинная церковь, в которую были переданы корсунские трофеи.
Владимир приказал сокрушить изображения прежних языческих богов — одни были изрублены, другие сожжены.
На месте «Перунова холма» была построена церковь Св. Василия, чье имя при крещении принял Владимир.
Князь Владимир 1, сыновья и дружинники — все они крестились в одном источнике, получившем с этих пор название Крещатик.
После свержения изображений языческих богов по всему Киеву стали ходить митрополит и греческие священники, выступая перед горожанами с проповедью христианского учения. Знать крестилась, желая угодить своему князю, но простой люд колебался.
Чтобы заставить остальных горожан принять новую веру, для крещения князь Владимир приказал наутро всем собраться на Днепре, предупредив, что любой, кто этого не сделает, станет его врагом.
Теперь большинство горожан, поняв невозможность дальнейшего сопротивления, придя к Днепру, вошли в воду. Туда же пришел и Владимир вместе с греческим духовенством. Массовый обряд крещения совершился.
Выбор новой религии дал князю нового союзника — Византию. Потому военно-политические последствия совершившегося были очень велики.
В 992 году Владимир пошел войной на восточнославянских хорватов, но поход так и не состоялся, поскольку началось нашествие на Русь печенегов.
Переправившись через приток Днепра — Сулу, печенеги устремились к Киеву. Но Владимир уже проведал о нашествии и сосредоточил на реке Трубеж значительные силы. Здесь и произошло знаменитое событие, запечатленное в преданиях. Разойдясь по разным сторонам Трубежа, ни русы, ни печенеги не смели перейти на другой берег. Князь печенегов предложил выбрать с каждой стороны по одному богатырю, которые в поединке должны были выступить за целое войско. В случае победы руса предводитель печенегов обещал три года не воевать, а в случае победы своего богатыря подвергнуть Русь опустошительному нашествию. князь Владимир 1 приказал разослать глашатаев по своему стану, чтобы найти такого богатыря, но сделать этого так и не удалось. Печенеги уже привели своего богатыря, а Владимир не знал, как ему быть, и снова стал искать человека в своем войске. В это время подошедший к нему старик сказал, что его младший сын, оставшийся дома, обладает огромной физической силой, и с самого детства его никто не мог повалить на землю. Когда Яна Усмешвеца привели к Владимиру, князь спросил его — сможет ли он одолеть печенега? Ян предложил испытать себя на огромном быке, к которому приложили раскаленное железо. В тот момент, когда разъяренный бык пробегал мимо Яна, тот схватил его рукой за бок и вырвал кожу вместе с мясом. Владимир теперь не сомневался в силе своего богатыря.
На следующее утро оба противника сошлись между войсками и стали бороться. Ян удавил печенега и бросил на землю. Русская рать бросилась на печенегов и погнала их далеко в степь. На месте поединка Владимиром был основан город Переяславль.
В течение 993—995 годов Русь не подвергалась нашествиям печенегов, и Владимир использовал это время для возведения вокруг Киева мощных оборонительных укреплений по течениям рек — притоков Днепра. Главной базой его стал Белгород на реке Ирпень.
Небольшие крепости были возведены недалеко друг от друга, так чтобы из одной можно было различать сигнальный огонь, зажженный в ней и извещающий о приближении врага. На отдельных участках крепости соединялись земляными валами. Гарнизоны крепостей состояли в основном из людей, набранных в Новгородской земле.
Система оборонительных укреплений еще не была приведена в надежное состояние, а печенеги вновь пришли на Русь (996 год) и появились около Киева. Узнав о появлении степняков Василева, Владимир с небольшим рядом двинулся туда. Его воины столкнулись с превосходящими силами неприятеля и бежали. Под Владиром убили коня, и, не найдя другого он спрятался под мостом и терпеливо дождался ухода врагов.
Князь Владимир Святой обратился к Богу с моли, вой о своем спасении и дал обет случае избавления поставить в Василеве храм во имя Преображения Господня — в день произошедиш с ним случая. Печенеги ушли обратно в степи, даже не попытавшись взять Киева.
Война с печенегами привела к изменениям политики Владимира на южных рубежах Руси. Из наступательной она превратилась в оборонительную. Князь уже перестал мечтать о полном господстве в степях и полном закреплении на Черноморском побережье.
Осложнилось положение и на севере Руси. Весной и летом 997 года новгородские земли подверглись нападению отрядов норвежского ярла Эйрика. Главные события развернулись у ворот Новгорода и всей Руси — Старой Ладоги, которая была осаждена и после долгого сопротивления взята. Город был разрушен, множество народа перебито, угроза создалась в отношении Новгорода.
Эти события вынудили князя Владимира собирать войска и идти в новгородские земли. Воспользовавшись отсутствием князя и его дружины, печенеги вновь перешли на Русь и осадили Белгород. Они рвались к Киеву, но Белгород, гарнизон которого был достаточно силен, задержал их набег, и печенеги начали его длительную осаду, после чего отошли. Орды печенегов продолжали почти каждый год приходить на Русь, и любое перемирие, заключенное с ними, было лишь временным.
Летом 1013 года русская земля подверглась нападению Польши и печенегов, вступивших в союз.
Но союз этот оказался непрочен — степняки рассорились с поляками, и Болеславу тогда не удалось завоевать червенские города.
Тогда польский король решил пойти на более сложную комбинацию, используя в своей игре пасынка Владимира Святополка. Он предложил Киевскому князю женить Святополка на своей дочери. Брак стал венцом мирных соглашений 1013 года, покончивших с войной.
Вместе с дочерью Болеслава на Русь приехал известный проповедник Колобжечкий епископ Рейнберн, прославившийся кровавой борьбой со славянами-язычниками Поморья. Рейнберн за короткое время сумел найти общий язык со Святополком, и тот начал готовить мятеж против князя Владимира. Узнав о заговоре, Владимир приказал заключить под стражу Святополка, его жену и самого Рейнберна. Все они находились в заточении в Вышгороде до самой смерти Киевского князя. Рейнберн же умер в темнице.
Так же как и отец, во время своего правления Владимир Красное Солнышко надеялся, что доверяя земли самым близким людям — сыновьям, — он не ошибается, и так для страны будет лучше. Жизнь докажет обратное. Но уже сформируется обычай, и его сын Ярослав, выйдя победителем из десяти лет усобиц между братьями, вновь раздаст Русь своим сыновьям. И его дети, и внуки, пытаясь лишить окончательной власти над землями племен старых князей, раздавали ее новым, раздробляя единое государство.
Владимиру Великому до последних лет придется не только биться с поляками, смирять печенегов, противодействовать вновь пустившейся в хитросплетения политике Византии, но и вновь приводить к покорности поднявших голову вятичей, завоевывать и присоединять земли северных племен — веси, мери и муромы (и строить там города Ростов и Муром).
Годы шли в трудах и заботах, для него — в основном в военных, ибо сыновья княжили по отдельным городам, но страна имела одну границу. И все ее стороны требовали сбережения и защиты.
Жена Анна, не вынеся печали и одиночества, скончалась в 1011 году. А через год князь удивил многих, женившись на немецкой графине-католичке, внучке германского императора Оттона I. Это ухудшило отношения с сыновьями, и спустя некоторое время— в конце 1014 года — один из них, Ярослав, сын Рогнеды, сидевший в Новгороде, отказался платить отцу и Киеву дань.
Владимир Святой велел исправлять дороги и мостить мосты, собираясь в поход на непокорное чадо. Но выполнить задуманное не успел — напала внезапная болезнь, он быстро слабел и 15 июля 1015 года скончался.
Перейти на главную страницу...
Также вас могут заинтересовать военачальники этой же страны и эпохи:
Вы узнали: основные даты рождения, карьеры и смерти, основные события - битвы, войны, походы, - и о том как жил и воевал Владимир Святославич, известный как Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Красно Солнышко, Владимир Креститель (956 — 15 июля 1015) — князь новгородский (970—978), князь киевский (978—1015), при котором произошло Крещение Руси