На главную

БИТВА У БЕЛОЙ ГОРЫ

БИТВА НА БЕЛОЙ ГОРЕ - войска католиков вновь завоевывают Богемию

Битва на Белой ГореВ первые дни ноября 1620 года католические союзники, захватившие Чехию и поднявшие восстание против императора Фердинанда II, форсированным маршем прибывают в окрестности Праги. Наступает ненастное время года, и положение армий как с одной, так и с другой стороны становится невыносимым. 

Неужели придется воевать еще целый год? Командиры с тревогой смотрят, во что выливается конфликт, на солдат, дорогой ценой оплачивающих его. С самого лета, когда начались военные действия, войска католиков преследуют врага, уклоняющегося от столкновений. Их продвижение вперед похоже не на триумфальный марш, а скорее на безрассудное и жестокое предприятие в опустошенной стране, в которой примкнувшие к ним солдаты и их семьи отягощают продвижение голодом, эпидемиями и страхом.

Покончить с этим
7 ноября войсковые соединения протестантов под командованием князя Анхальта, куда входили немецкие наемники империи Габсбургов, войска из Моравии, восставшие австрийцы и венгерская кавалерия, такие же измученные, как и их противник, спешно выстраивают свои боевые ряды на Белой Горе, возвышенности к западу от Праги. Согласия между ними нет. Наемники упрекают своего нанимателя — чешский сейм — в том, что им мало и не вовремя платят. Поступают предложения разграбить Прагу, чтобы получить положенное. Всю ночь с 7-го на 8-е все с ужасом прислушиваются к шуму приближающихся колонн неприятеля...

Колонны противника, в авангарде которого быстрым маршем двигаются баварцы, своей основной целью считают Прагу. Солдаты обессилены, у них давно пусто в желудке, и они боятся атаки венгров. В рассветном тумане польские кавалеристы и валлонцы натыкаются на деревню у подножия склона и убивают ни о чем не подозревающих спящих венгров. Нескольким жителям удалось спастись, и они бегут, сея страх среди жителей Белой Горы.

На следующее утро баварцы захватывают заброшенный мост у подножия холма. Пользуясь бездействием противника, они разворачивают вокруг него свои боевые порядки. Их численность превосходит врага: 30000 против 21 000. Поэтому противник предпочитает укрепиться на вершине Белой Горы, разместив правый фланг в парке замка Этуаль. Маневренность обеспечивается наступлением конницы при поддержке пехоты; однако венгерские кавалеристы, вместо того чтобы укрепить оголенный правый фланг, формируют третью линию.

Уверенные в своем численном преимуществе и разделенные на две армии, компактно построенные в каре и состоящие из солдат с пиками и мушкетами, католики готовы одолеть склон. Армия графа Букуа — многонациональный отряд, куда входят немцы, валлонцы, испанцы, неополитанцы и тосканцы — стоит на правом фланге, там, где склон менее крут, за ней расположены поляки. Армия Католической лиги (баварцы, рейнцы и лотарингцы) под предводительством герцога Максимилиана Баварского и графа Тилли направляется налево, где склон круче и менее благоприятен для подъема. Очевидно, что наступление является весьма рискованным предприятием; граф Букуа, не уверенный в успехе, предлагает организовать осаду. Но баварцы настаивают на скорейшей атаке, пока враг не успел построить оборонительные сооружения.

Решение принято после того, как прямо на заседание военного совета является испанский кармелит Доминик. Он показывает образ, расколотый протестантскими иконоборцами, и уверяет, что сама Святая Мария явилась ему и пообещала победу и что ангелы будут сражаться бок о бок с солдатами. После этого звучат приказы атаковать. К полудню иезуитский духовник графа Букуа начинает петь "Salva Regina", и лес пик бросается на Белую Гору. Страх смешивается с решимостью. Боевой клич “Мария!” рождает энтузиазм. При приближении кавалеристов и пехотинцев правого фланга левый фланг чешско-моравской армии разбегается. Целые боевые подразделения наемников бегут к Праге, не вступая в бой. Вдруг в этой неразберихе появляются отряды молодого князя Анхальта. Они яростно контратакуют, тесня испанскую кавалерию, и разбивают каре валлонцев, которые под ударами артиллерии и мушкетов теряют половину людей.

Страх и гнев
Кавалеристы князя Анхальта уже кричат о победе, когда венгры, в отчаянии от того, что добыча уходит, вскакивают в седла, чтобы вступить в бой. Тилли, подошедший после Букуа, нападает на итальянскую конницу и казаков, как называют польских степных кавалеристов. Испуская жуткие вопли, держа в зубах поводья и орудуя мечом двумя руками, они бросаются на венгров. Страх охватывает противника. Венгры, спасаясь от преследования, спешиваются и бегут через виноградники, забыв про Прагу, к Влтаве, пытаясь переплыть на другой берег, при этом многие погибают.

В это время вступают в бой баварцы. Преодолев трудности рельефа, католики достигают вершины Белой Горы и бросаются на врага, используя свое численное преимущество. В первом ряду армии католиков в дыму и сутолоке кармелит на коне держит разорванное изображение святой и потрясает крестом, воодушевляя людей на подвиг. Многим кажется, что от этого фантастического силуэта исходит огонь, который поражает врага, и потом об этом будут говорить как о чуде. Не будет ли истиной сказанное этим воскресным днем: “Верните Цезарю, что принадлежит Цезарю [Богемии], и Богу, что принадлежит Богу”? Чтобы избавиться от страха и отомстить за погибших товарищей, неаполитанцы и валлонцы уничтожают всех и вся на своем пути, не слушая командиров, пытающихся умерить их пыл. К двум часам дня бой заканчивается резней последнего моравского каре возле парка замка Этуаль.

Затем изможденные люди валятся без сил, забыв о мертвых и раненых. Волна страха докатывается до Праги, где король, избранный год назад мятежными государствами, выходя из-за стола, узнает от беглецов о том, что враг приближается. Он спешно покидает замок и перебирается на другой берег Влтавы. Но победители лишь на следующий день входят в Прагу, которую “король на одну зиму” покинул навсегда. Не многие баталии были столь быстрыми и результативными: Прага сдается без единого выстрела, и вся Богемия переходит под власть Габсбургов. Первый акт Тридцатилетней войны завершается. В результате католики не только получают назад Чешское королевство, но и Австрию.

Читайте далее: Ла-Рошель (Последний очаг религиозных войн)



Перейти на главную страницу...
Великие битвы О проекте Контакты Все полководцы мира