На главную

БИТВА ПРИ ВЕРХНЕМ БЕТИСЕ

Гибель Публия Корнелия Сципиона Старшего - консула 218 года до н.э.

В течение полугода Карфагеном было подготовлено для Ганнибала Барки двенадцать тысяч пехотинцев, полторы тысячи всадников, двадцать слонов. Однако из Испании пришли дурные вести: армии Гнея Корнелия Сципиона КальваПублия Корнелия Сципиона Старшего активно теснили  врйска Гасдрубала Барки (брата Ганибалла), и Карфаген вот-вот потеряет эту очень важную богатую колонию.

пунические войныСовет постановил: направить собранные войска в Испанию, а полководцами, помимо Гасдрубала Баркида, назначить Магона Баркида и Гасдрубала Гисгона.

Карфагеняне привезли много денег и стали активно подкупать вождей племен, которые сразу забыли клятвы, данные римлянам. Вот и сейчас Публий Сципион во главе своих легионов быстрым маршем двигался навстречу армии илергетов под предводительством Андобала. Он был вынужден покинуть укрепленный лагерь, чтобы не дать объединенному войску илергетов и суссетанов соединиться с карфагенскими армиями Магона Баркида и Гасдрубала Гисгона.

Проконсул нервничал: все шло не так, как хотелось. До последнего времени римлянам не о чем было беспокоиться: испанские племена - все на их стороне, пунийцы - выдавлены к океану, оставался последний рывок, запланированный Сципионами на это лето.

Братья Сципионы разделили свои войска на две части. Треть армии во главе с Гнеем направилась к лагерю Гасдрубала Баркида, остальные – к ставке Магона и Гасдрубала Гискона. Но, казалось, удача отвернулась от них. Римляне вкусили неудачу в полной мере: вначале неожиданно от них отпали кельтиберы - все двадцать тысяч воинов отбыли восвояси, оставив путаные объяснения по поводу междоусобицы, якобы мешающей им воевать; а вот теперь восстали илергеты и, подбив суссетанов, пошли на соединение с пунийцами. Этого нельзя было допустить - семь с половиной тысяч кельтов – слишком значительное усиление для карфагенян.

Римский лагерь был расположен исключительно удачно. Представляя собой настоящую крепость, он отрезал пунийцам отходы в горы. Магон с Гасдрубалом Гисконом будут вынуждены принять бой под его валами – так полагал Сципион. Но опять богиня Фортуна не благоволила римлянам: нумидийцы Масиниссы своими беспрестанными набегами поставили их в положение осажденных – фуражиры не могли доставлять провизию, а на брустверах постоянно дежурила десятая часть войска. А теперь еще илергеты заставили римлян покинуть лагерь, оставив его под охраной небольшого отряда.

пунические войныНочь была в самом разгаре. Полная луна светила достаточно ярко – имелась реальная возможность дать испанцам бой, не дожидаясь рассвета. Лазутчики докладывали: Андобал рядом, примерно в часе энергичного римского марша.

Когда показался враг, манипулы уже успели построиться. Битва завязалась очень быстро: никаких выжиданий, маневров – лобовой обоюдный натиск. Только с одной стороны – стройные шеренги легионов, двигающиеся безмолвно, решительной поступью, а с другой – кричащая, улюлюкающая, неорганизованная толпа в разномастных доспехах.

Но в этот раз варвары вели себя не так, как обычно: они умело уклонялись от столкновения, одновременно показывая, что желают его. Манипулы растягивались, строй нарушался, и легкой победы не получалось.

Сципиону было невдомек, что у них появился новый советник, прошедший школу Тицина, Требии, Канн , знающий уловки римлян и теперь успешно применяющий полученные знания в деле - Магон Барка. Испанцы слушались его во всем. Царям не нужно было объяснять, что этот карфагенянин обеспечит им победу или же, в худшем случае, поможет организованно отступить с малыми потерями.

Наконец, правый фланг римлян дрогнул и стал сминаться в сторону центра; при этом латиняне громко кричали, что на них было не очень похоже. Причиной тому стали нумидийские всадники, появившиеся внезапно, как появляются ночью волки подле перепуганного овечьего стада. Хотя римляне и не были овцами, но удар нумидийцев потряс и устрашил их. Не успел легионеры опомниться, как в тыл им ударили отряды пунийцев, которые скрытно следовали за ними все это время – и объявились в нужный момент.

В мгновение ока все перемешалось. От хваленого римского строя не осталось ничего. Каждый сражался сам за себя. Легионеров начала охватывать паника. Некоторые пытались прорваться через левый фланг, но и здесь их постигла неудача – внезапно подошла армия Гасдрубала Гискона; ряды карфагенян ощетинились копьями, преграждая путь.

Ночное окружение армии Публия Сципиона завершилось – римлян заперли в гибельном котле.

Легионы были разбиты. Публий Сципион Старший погиб в ожесточенной сече, пронзённый копьём.

Радченков О.М. "Сражения Пунических войн" - все права защищены



Перейти на главную страницу...
Великие битвы О проекте Контакты Все полководцы мира