На главную

ОСАДА ЛА-РОШЕЛИ

ЛА-РОШЕЛЬ - последний очаг религиозных войн

Siege of La RochelleВо второй половине XVI века ослабление королевской власти во Франции, вызванное религиозными войнами, способствовало появлению самостоятельных морских республик. В отличие от Сен-Мало и Марселя, продолжавших оставаться католическими, Лa-Рошель очень скоро стала оплотом кальвинизма. Гугеноты проводят здесь свои религиозные и военные совещания; она становится связующим звеном с Англией и восставшими против Испании Нидерландами.

В 1573 году королевская армия впервые организует осаду города, которая не приносит успеха. Мир приходит с Нантским эдиктом Генриха IV в 1598 году. Город, являющийся крупным торговым центром на побережье между Луарой и Жирондой, становится согласно эдикту одним из “безопасных мест”, признанным протестантами, даже несмотря на построенный вблизи форт Людовик, где располагается королевский гарнизон. Когда в 1620—1621 годах религиозные и политические конфликты возобновляются, город вновь сопротивляется нажиму центральной власти. После настоящего морского боя, который дал и проиграл возле острова Ре арматор Жан Гитон, адмирал ларошельского флота, устанавливается непрочный мир.

Остров Ре
Конфликт между Людовиком XIII и его подданными протестантами не урегулирован. Деверь Людовика, король Англии Карл I, весьма обеспокоен амбициями кардинала Ришелье, который хочет утвердить королевскую власть на всем побережье, уничтожить оппозицию и создать мощный флот. Ларошельцы, опасаясь за свое будущее, пытаются через посредничество советника английского короля и его фаворита Букингема заручиться согласием Карла вмешаться в ситуацию. 20 июля 1627 года флот из 98 кораблей появляется возле острова Ре, в то время как в Париж из Лондона доставлен манифест, в котором говорится, что английский монарх требует от Людовика XIII большей благосклонности в отношении протестантов и что он собирается помочь ларошельцам. С этого момента на острове Ре начинается настоящая война. Английские корабли под командованием Букингема высаживают 20 000 человек. Маркиз Жан де Туараз, правитель острова, дорогой ценой защищает побережье, но все же вынужден отступить в форт Пре и в недостроенную крепость Сен-Мартен. Начинается осада.

В начале сентября, боясь, что долго им не выстоять, он вручает трем пловцам-добровольцам письма с просьбой о помощи. Одному из них удается добраться до континента, где королевская армия и Ришелье обосновались у входа в порт Ла-Рошель. 7 октября ночью благодаря сильному приливу флотилия доставляет продовольствие и снаряды в Сен-Мартен, что вызывает большую досаду осаждающих крепость, атака которых 6 октября закончилась кровавым провалом. Два дня спустя высаживается французское подкрепление. Вынужденные отступить, англичане подвергаются нападению на дамбе, которая соединяет Ре и маленький остров Луа, и несут тяжелые потери. Букингем терпит поражение, а о Ришелье разносится слава как об удачливом военачальнике.

В Ла-Рошели
В это время ларошельцы еще не подняли восстание. Город пока остается в нерешительности, разделенный на обеспокоенных, но осторожных влиятельных жителей и на горящих протестантским рвением священников и простолюдинов, уверенных в оборонительной мощи крепостных стен и в могуществе англичан. Но французская монархия не может рисковать, ведь город со всеми его укреплениями может перейти к англичанам. Ришелье намерен перехватить инициативу. Он приступает к изоляции города от страны, блокируя все его коммуникации. 10 сентября, когда ларошельцы открывают огонь по королевской армии, война начинается официально. С этого момента Ла-Рошель становится городом-символом. Кардиналу-министру победа необходима для укрепления королевской власти над его подданными и над англичанами, которые к этому времени уже покинули Ла-Рошель.

С согласия короля Ришелье собирает значительные силы: около 12 000, а затем до 30000 воинов составляют хорошо дисциплинированную армию с высоким боевым духом, благодаря не только материальным, но и моральным факторам: солдатам регулярно платят, хорошо кормят, а об их душах заботятся монахи-капуцины, направленные отцом Жозефом. С другой стороны, министр ведет переговоры с Испанией: он хочет получить военную помощь или, по крайней мере, предотвратить ее сговор с Англией. Переговоры ведутся также с Содиненными провинциями, конечно же кальвинистскими, но являющимися союзниками Людовика XIII из политических соображений. В городе у жителей нет иного выбора, как выжидать, находясь в осаде королевских войск, которые бездействуют. Ларошельцы обращают все свои надежды к морю, откуда могут появиться англичане.

Но король и его министр опасаются повторного прихода англичан. Архитектор Метезо и подрядчик Тирио разрабатывают план строительства огромной дамбы длиной 1,6 м и шириной 8 м с отверстиями в центральной верхней части, чтобы пропускать воды прилива. Корабли затапливают, создавая преграду для вражеского флота, а позади возводится настоящая каменная стена. Пушки дополняют этот шедевр, находящийся в постоянной осаде с моря.

Попытка англичан оказать помощь терпит неудачу
В Ла-Рошели уповают на то, что буря разрушит заграждения, и английский флот сможет подойти к городу. Тот факт, что его до сих пор нет, не лишает жителей надежды. В конце апреля Жан Гитон, самый ярый противник любых переговоров с Людовиком XIII, избирается мэром. Лагерь кардинала посетил король и уехал, оставив проблемы для Ришелье, авторитет которого вовсе не является неоспоримым для монарха. С одной и с другой стороны укрепляются позиции. 11 мая наконец-то появляется английская эскадра. Осажденные жители радостно готовятся к встрече, она произойдет, если корабли преодолеют заграждения. Однако, к всеобщему удивлению, корабли Карла I под командованием лорда Денби ничего не предпринимают. 18 мая они делают несколько пушечных выстрелов, затем исчезают с глаз разочарованных защитников города, даже не попытавшись преодолеть дамбу, которую, кстати, погодные условия привели в плачевное состояние.

Такое малодушие лишает ларошельцев возможности получить столь нужное им продовольствие, из-за чего 24 мая Гитон оставляет погибать от голода стариков, женщин и детей. Однако Букингем не намерен оставлять на произвол судьбы французских протестантов. Он готовит новый поход, но 23 мая погибает от удара кинжала английского пуританина. Английский флот появляется перед дамбой в начале октября. Открывается интенсивный огонь, но дамба устояла. Проваливается и попытка разрушить ее с помощью брандеров (кораблей, нагруженных взрывчатыми веществами). И англичане уходят. Исчерпав все силы, город капитулирует 28 октября; на следующий день в него входит кардинал. Затем наступает черед Людовика XIII принимать политические решения: реформистское религиозное направление сохраняется, объявляется о ряде амнистий, но церкви передаются в ведение католиков; привилегии ларошельцев отменяются. Успех окончательно укрепляет доверие короля к Ришелье. Мир в Але в 1629 году кладет конец политической и военной организации протестантов во Франции. Религиозные войны завершены.

Читайте далее: Брейтенфельд (Король Швеции разбивает имперские войска)



Перейти на главную страницу...
Великие битвы О проекте Контакты Все полководцы мира