На главную

ЮЛИАН ОТСТУПНИК

(331 г. - 363 г.)
ЮЛИАН ОТСТУПНИК
Участие в войнах: Войны с германскими племенами. Поход в Персию.
Участие в сражениях: Битва при Бротомаге. Разгром франков. Маранга.

(Julian the Apostate) Римский император из династии Флавиев, успешный полководец и последних император-язычник

Юлиан Отступник был сыном Юлия Констанция, который приходился сводным братом Константину I. Юлиан рано потерял родителей. Мать его скончалась вскоре после того, как он родился, а в 337 г. убили его отца. В силу своего юного возраста, Юлиан и его брат Галл были избавлены от смерти. Их обоих отправили на проживание в Макеллу (Каппадокия), которая была расположена недалеко от Кесарии. Это было место с великолепным царским дворцом, банями, садами и источниками. Пленники могли наслаждаться царским содержанием. Император Констанций повелел обучать братьев наукам, искусству, а также гимнастике. Мальчиков присоединили к клиру, и они регулярно читали для простого народа церковные книги. Но на старшего из братьев, Галла, образованность не возымела позитивного влияния. Он вырос необузданным и свирепым, и в итоге за свою чрезмерную жестокость поплатился жизнью. Юлиан же отдавал много времени усердным занятиям, которые проходили поначалу в Каппадокии, а затем в Константинополе. В науках он весьма преуспел и греческим языком владел лучше, чем латинским. Юлиан отлично овладел искусством красноречия, у него была прекрасная память, а некоторые вещи в философии он мог объяснить лучше самих философов. Воинским упражнениям Юлиан отдавался также с полной самоотдачей, он был очень подвижным и отличался недюжинной физической силой, при том что был невысокого роста. Историки пишут, что он любил в одежде простого человека гулять по столице и заводить беседы со встречными людьми. В результате популярность Юлиана постепенно росла. В народе распространялось мнение, что он мог бы хорошо управлять Римской империей. Когда молва эта усилилась настолько, что стала беспокоить Констанция, Юлиан был выслан из столицы в город Никомедию. Здесь он познакомился с философом Максимом Эфесским. Последний, преподавая ему философские учения, поселил в душе молодого человека ненависть в отношении христианской религии. Когда Юлиана заподозрили в таком отношении к христианству, он, испугавшись, сбрил свои волосы и начал притворяться, что ведёт монашескую жизнь. В тот же период он проникся влечением к науке предсказаний и принялся ревностно её изучать. 

В 354 г. Галла казнили по приказу Констанция. Юлиан был близок к тому, чтобы разделить судьбу брата. Его семь месяцев продержали в крепости близ Медиолана, пока ожидался приговор. Но благодаря заступничеству императрицы Евсевии, Юлиану дали свободу и позволили отправиться в Афины, чтобы завершить там своё образование. Уже через год Констанций призвал Юлиана к себе, даровал ему титул Цезаря и женил его на своей сестре Елене. Юлиану было поручено управление в галльских и германских провинциях, опустошаемых в то время полчищами германцев. Казалось бы, император относился к своему двоюродному брату с величайшим доверием. Однако молва утверждала, что Юлиана избрали в Цезари для того, чтобы он быстрее был погублен в жестоких битвах, пытаясь улучшить незавидное положение Галлии. Предполагали, что из-за полной неопытности в военном деле Юлиан не сможет выносить даже звука оружия. Но здесь недоброжелатели полностью просчитались. Юлиан безмерно жаждал славы и ревностно принялся исполнять возложенные на него обязанности. Немедленно отправившись в Галлию, он всю зиму провёл в Виенне, где напряжённо готовился к войне. Юлиан вёл очень умеренную жизнь. Он предпочитал простую и случайную пищу, какой питались его рядовые солдаты, а спал на ложе из войлока и бараньего тулупа. Ночью он занимался государственными делами и продолжал изучать философию, а днём посвящал своё время военным приготовлениям. Летом 356 г. Юлиан направился в Германию. Большая часть алеманов была устрашена и разбежалась лишь от одного его появления, другие же были разбиты в битве при Бротомаге

Ошеломлённые варвары, тем не менее, не собирались прекращать борьбу. Уведя часть сил на зимовку в Сеноны, Юлиан был вынужден в течение целого месяца выдерживать их осаду. Весной 357 г. Юлиан снова выступил против неприятеля. Выйдя к Рейну, он сумел восстановить здесь известное римское укрепление, Три Таберны, которое алеманы взяли и разрушили незадолго до того. Вскоре Юлиану стало известно, что возле города Аргентората семь алеманских правителей соединили свои силы, и он двинулся навстречу неприятелю. Когда настал час сражения, Юлиан построил своё войско римским строем, расположив всю конную часть на своём правом фланге. Германцы, уверенные в своей силе и превосходстве, первыми пошли в атаку на римские ряды. Конница римлян подалась назад, но легионерам удалось сдержать удар плотно сомкнутыми щитами. Битва была упорной. Долгое время никто не мог бы сказать, на чьей стороне будет успех. Но в итоге римское оружие показало своё превосходство. Многие варвары, пытавшиеся разорвать римский строй, были перебиты, остальные постепенно были обращены в бегство, преследуемые Юлианом до берегов Рейна.   

Враг был выдворен из римских провинций, но Юлиан не давал алеманам покоя даже в их собственных пределах. Перейдя с войском через Рейн, он внезапно атаковал алеманские селения. Римляне захватывали пленных, предавая огню всё остальное. Тогда алеманские цари отправили посольства к Юлиану с предложениями мира. Тот согласился предоставить им перемирие на десять месяцев, а сам вернулся на зимовку в Галлию. В 358 г. он атаковал салийских франков, обосновавшихся рядом с Токсиандрией на территории римской империи. Франки были вынуждены просить мира и были приняты Юлианом в римское подданство. Не менее стремительно он обрушился и на хамавов, многие из которых были перебиты, а остальные изгнаны из римских пределов. Хамавы скоро прислали послов с обещаниями покориться власти Рима, и им было позволено возвратиться в их разорённые селения. 

Наведя порядок в Галлии, Юлиан снова занялся алеманами. Второй раз перейдя Рейн, он направился вглубь Германии, где его рассвирепевшие солдаты сжигали поля, угоняли скот и беспощадно убивали людей. На фоне такого страшного разорения алеманские цари запросили мира. Они дали обязательства по выдаче пленных и снабжению Юлиана всем, что требовалось для воздвижения крепостей. В 359 г. старые римские пограничные города (их было семь), разрушенные германцами, были восстановлены. После этого Юлиан ещё раз, уже третий, перешёл Рейн и обрушился на тех царей, которые пока не проявляли покорности. Получив ту же картину с сожжёнными полями и жилищами и потеряв многих людей из своих племён, остальные цари также прислали послов со смиренным прошением о пощаде. С ними был заключён мир.    

Юлиан за четыре года закончил тяжёлую войну и заново укрепил западные пределы империи. Он добился успехов, которых от него никто не ожидал, и популярность его начала сильно расти. Встревоженный этим обстоятельством Констанций решил забрать у Юлиана наиболее боеспособные части якобы для будущей войны с персами. В 360 г. германские отряды Юлиана, узнав, что их хотят перебросить на восток, устроили вооружённый бунт. Подняв сильный шум, они пришли к дворцу Юлиана, расположенному в Паризии, и решили провозгласить его Августом. После долгого сопротивления настояниям толпы и заклинаний не совершать это недостойное дело, Юлиан вынужден был уступить. Он был поставлен на щит, и поскольку диадемы под руками не было, ему на голову была возложена цепь, сорванная с себя одним из знаменосцев. Юлиан известил Констанция о своём состоявшемся избрании в двух письмах. Первое было официальным и не содержало никаких вызывающих или оскорбительных выражений. Но во втором, личном, письме было много порицания и едких нападок.

В том же году он ещё раз перешёл через Рейн для совершения дерзкого нападения на селения аттуарийских франков, совершающих периодические набеги на окраинах Галлии. Стремительное нападение римлян оказалось полной неожиданностью для франков, и победа досталась войскам Юлиана лёгкой ценой. Множество франков было уничтожено или попало в плен. Уцелевшие запросили мира, который был им предоставлен на подходящих для императора условиях. Желая получить всеобщее расположение, Юлиан постоянно притворялся, изображая свою приверженность христианству, от культа которого он давно отошёл, держа это в тайне. Сам же он был привержен авгуриям и делал то, что было принято среди поклоняющихся старым богам. Об этом было известно лишь немногим посвящённым в его секреты. Для поддержания своей религиозной репутации, в праздник Рождества Юлиан отправился в церковь, расположенную в Виенне, и покинул её только тогда, когда служба была окончена. 

Весной 361 г. Юлиан направил свою армию от Галлии на берега Дуная. В дороге он узнал о кончине Констанция. Тогда, быстро пройдя через Фракию, он вошёл в Константинополь. После утверждения своего положения в столице, здесь им были казнены или изгнаны некоторые из приближённых Констанция, а придворный штат был сильно сокращён. Многие слуги, повара и брадобреи, получавшие при прежнем правителе огромные деньги, были уволены. Мера сама по себе была своевременная и необходимая, но, по выражению современников, всего один эдикт сделал из Константинопольского дворца пустыню. Живя в столице, Юлиан не отказался от своих аскетических привычек, к которым так привык в походах. Его простую трапезу составляли исключительно одни овощи. За всю его жизнь у него не было других женщин, кроме жены. Всё своё время он был занят неутомимой деятельностью. Дневное время было посвящено решению государственных вопросов, аудиенциям, диктовке писем. Вечером же Юлиан уединялся в библиотеке и занимался трудами иного рода. За период своего недолгого правления он написал несколько довольно объёмных сочинений. Он оставил после себя также ряд речей и основательно обработанное сочинение, направленное против христианской религии. Все эти интенсивные занятия не оставляли ему времени и желания заниматься благопристойностью своего вида. В одном письме Юлиан признавался, что он часто не следит за ногтями на руках, а пальцы его испачканы чернилами. В его бороде, которую, как все философы того времени, он любил и лелеял, водились разнообразные насекомые. В обращении Юлиан был очень простым и старался следовать добродетелям первых принцепсов. Он носил диадему, но отказался принимать титул господина. Он стоя приветствовал новоизбранных консулов, а затем провожал их пешком. Правитель часто бывал на заседаниях константинопольского сената и делал здесь выступления. Такими забытыми проявлениями республиканских традиций он вызывал восхищенное удивление своих современников.

Юлиан усиленно пытался возродить древнюю религию. Им были изданы указы, в которых разрешалось открывать храмы, делать жертвоприношения и снова практиковать культы прежних богов. Для придания большей силы своим распоряжениям, правитель призвал во дворец христианских епископов, находящихся между собой в раздорах, и народ, который был раздираем ересями. Он дружественно увещевал всех предать забвению распри и отправлять каждому свою религию беспрепятственно и не навлекая опасности на себя. Делал он всё это из расчёта, что при увеличившейся свободе несогласия и раздоры будут только возрастать, и тогда можно будет не бояться, что у черни появится какое-то единодушное настроение. По опыту своему он знал, что даже дикие звери не относятся с такой яростью к людям, как многие христиане при столкновении разномыслий. При этом Юлианом была запрещена учительская деятельность риторов и грамматиков христианского вероисповедания.    

Для подготовки похода против персов Юлиан покинул Константинополь и переместился в Антиохию. Здесь он много времени посвящал богослужениям. Восстановление языческих религиозных церемоний шло с невиданным ранее размахом. В отдельные дни для жертвоприношений закалывалось по сотне быков, и убивался другой разнообразный скот и множество белых птиц. Император в окружении толпы женщин самолично и напоказ совершал моления и подносил священную утварь вместо жрецов. Гонений против христиан не было, но когда произошёл пожар в храме Аполлона Дафнейского, Юлиан заподозрил в поджоге христиан, и им была закрыта их самая большая церковь в Антиохии.  

В 363 г. Юлиан с большой армией выступил в Месопотамию из Сирии и перешёл через реку Евфрат. Продвигаясь вдоль реки, римские войска вошли в Ассирию, где заняли несколько крепостей. Некоторые из крепостей жители покидали сами, а другие сдавались в результате правильно проведённой осады. Упорнее всех сопротивлялись защитники гарнизона Майозамальхи. Преодолевая препятствия, Юлиан вышел к столице персов Ктесифону и поставил у крепостных стен большое войско. Но затем, убедившись, что город хорошо укреплён, он решил снять осаду и занялся разорением и опустошением страны, после чего его армия направилась к Кордуэну. В Маранге римлянами была разбита ещё одна армия, которая пыталась заслонить им путь. Но после этого в войсках начался голод в опустошённых пределах. Юлиан отдал приказ, чтобы солдатам раздали все съестные запасы, предназначавшиеся для царского стола. Он старался разделить со своими воинами все трудности, при этом часто подвергая себя ненужной опасности. Однажды ему доложили о нападении персов на один из его отрядов. Не успев даже надеть панцирь и взяв с собой только щит, Юлиан поспешил на выручку. Разгорелось сражение, в котором кто-то из числа персов метнул копьё в императора, и оно, пробив рёбра, зашло в нижнюю часть печени. Умирающий Юлиан был перенесён в палатку, где скончался спустя короткое время. Марцеллин описывает, что до последней минуты он сохранял поразительную твёрдость, ведя беседу с философами Приском и Максимом и обсуждая высокие свойства человеческого духа.

Биография

Комментарии

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 
Великие битвы О проекте Контакты Все полководцы мира