На главную

ОСАДА ИЕРУСАЛИМА 1099

ВЗЯТИЕ ИЕРУСАЛИМА - Святой город в руках крестоносцев

Siege of JerusalemПалестина для христиан является Святой землей, местом жизни и страданий Христа. На его захоронении в Иерусалиме они воздвигли храм Гроба Господня, куда совершаются многочисленные паломничества. Однако с начала XI века паломники часто становятся жертвами преследований турок-сельджуков. На Западе папа Урбан II провозглашает крестовый поход, чтобы освободить гробницу Христа. Призыв папы Урбана II в Клермоне 27 ноября 1095 года поначалу не вызывает интереса у знати. Отряд, состоящий из бедноты, паломников, нищих и бродяг, возглавляют Пьер Эрмит и Готье Санзавуар. Являясь прелюдией к крестовому походу феодалов, этот поход бедноты заканчивается плачевно. Добравшись до Малой Азии, паломники на своем пути вызывают неудовольствия самого разного толка: они расправляются с евреями, их ненавидят византийцы и местное население. В конце концов их разбивают турки.

Армия феодалов
Те, кого называют крестоносцами, из-за нашитого на одежду креста из ткани — символа их обета, трогаются с места в 1096 году. Многочисленные войска группируются вокруг грандов христианства, но все они действуют разрозненно. Граф Тулузский Раймунд де Сен-Жиль собирает жителей Прованса. Фламандцы и нормандцы двигаются через Восточную Европу. Нормандцы из Сицилии объединяются вокруг Боэмунда Тарентского и его племянника Танкреда, а Готфрид Бульонский собирает войско в Лотарингии, на берегах Рейна и на севере французского королевства. Их войска должны перейти Балканы и внедриться на земли византийского императора Алексея Комнина.

Все собираются в Константинополе в 1097 году. Император возмущен тем, что по его территории продвигается столь беспокойное войско тех, кого он считает нецивилизованными варварами, озабоченными, скорее, тем, чтобы побольше награбить, а отнюдь не прославлением Господа. Иерусалим — это прежняя византийская территория, отнятая у империи арабами в VII веке. Император замышляет использовать крестоносцев в качестве наемников, которым он поможет для того, чтобы они потом поделились с ним будущими завоеваниями.

Пройдя по принадлежащей Византии Малой Азии, крестоносцы легко захватывают западные районы Сирии. Мусульмане раздроблены: турки, которым принадлежат Сирия и Багдад, находятся в состоянии гражданской войны и, кроме того, враждуют с фатимидами, обосновавшимися в Египте. Многие предводители крестоносцев считают себя удовлетворенными и хотят на этом остановиться. Нормандцы Боэмунда Тарентского захватывают Антиохию (октябрь 1097 года), Балдуин Булонский берет Эдессу, а Раймунд де Сен-Жиль жаждет заполучить Триполи. Каждый из них создает собственное государство, а Боэмунд прекращает крестовый поход.

А между тем, после трех лет пути и лишений, остатки армии добираются до стен Иерусалима.

Siege_of-JerusalemГолгофа наступающих
Иерусалим с недавнего времени принадлежит египетским фатимидам. Защита города организована плохо, и стоит он на открытом месте, но армия “франков”, как называют нападающих арабы и греки, не приспособлена к боевым действиям на безводных землях. Более того, во враждебном крае крестоносцы ведут себя грубо, терроризируя местное население, что заставляет мусульман скорее драться до конца, чем сдаваться в плен.

Христиане, таким образом, находятся в полной изоляции, вдали от своих баз. Снабжение с трудом доходит с побережья Палестины, несмотря на конвой генуэзских кораблей. Осаждающих постоянно терзает жажда, так как сарацины засыпают или отравляют колодцы: вскоре солдат начинает косить дизентерия. И наконец, не могут между собой договориться предводители христиан. Раймунд де Сен-Жиль считает слишком рискованным штурм Иерусалима, в то время как другие мечтают полюбоваться городом, который они так жаждали заполучить.

Принимается окончательное решение штурмовать город, но сил для этого явно недостаточно, а город окружен четырехкилометровой прочной стеной и обороняют его опытные арабские и суданские воины. Штурмы организуются регулярно. Франки бегут к стенам под градом стрел, они приставляют гигантские лестницы, но сарацины отбивают атаку за атакой.

Кровавая битва
Проблема заключается в том, что у крестоносцев нет достаточного количества дерева, они вынуждены добывать его за десятки километров от места событий, чтобы строить приспособления для штурма, например переносные башни и лестницы в большом количестве. Понимая, что они в тупике, предводители дают приказ разрушить генуэзский корабль, чтобы воспользоваться этим строительным материалом. Итак, с улучшенным снаряжением, вдохновляемые молитвами и церковными песнопениями, а также чудесными видениями, крестоносцы, под насмешки и провокации мусульман, устремляются в очередную, на этот раз удачную атаку. После трех дней ожесточенного боя 15 июля 1099 года, в Страстную пятницу, нападающим под командованием Готфрида Бульонского удается проделать брешь в стене, после чего обороняющиеся бросаются в беспорядочное бегство.

Итак, 3 часа дня: измотанные тяжелыми месяцами войны, христианские воины заполоняют улицы священного города и истребляют основную часть населения. В последующие часы Иерусалим отдан на разграбление. Неотесанные, привыкшие к сельскому быту христианские воины потрясены богатствами и роскошью города. Последние боевые действия направлены против армии фатимидов, которая с опозданием пришла на помощь осажденному городу из Египта. Конница франков буквально раздавливает египтян в Аскалоне. Иерусалим принадлежит христианам, которые поручают Готфриду Бульонскому по прозвищу “Признанный Гробом Господним” защищать его и править им.

Читайте далее: Хаттин (Распад христианского королевства в Иерусалиме)



Перейти на главную страницу...
Великие битвы О проекте Контакты Все полководцы мира