На главную

БИТВА ПРИ ЗАМЕ

ЗАМА - Вторая Пуническая война разыгрывается в Африке

ZamaВ сентябре 202 года до н.э., после переговоров у африканского поселка Зама в Нумидии, римский консул Сципион встречается с Ганнибалом и карфагенянами в бою, от которого зависит судьба Средиземноморского региона.

Перенеся войну против Карфагена на африканскую территорию, Сципион бросает вызов судьбе. Поражение римлян при Заме может навсегда уничтожить имперские планы Рима. Но благодаря оригинальной тактике, которую он избирает на поле боя, молодой консул приносит «своей родине безусловную победу, обеспечивающую римлянам полное господство в Средиземноморье.

Встреча предводителей
Со времени первой битвы в Африке Сципион постоянно одерживает победы. В течение лета 203 года до н.э. римляне под его руководством побеждают армию, состоящую из карфагенян и нумидийцев, и захватывают город Цирту (совр. Константина). Тогда, как и предвидел консул, встревоженный Карфаген вызывает из Италии войска Ганнибала. В сентябре 202 года до н.э. возле Зама (около совр. г. Эль-Кеф, Тунис), приблизительно в 150 километрах к юго-западу от Карфагена состоялось последнее сражение. Накануне его два великих полководца встречаются на равном расстоянии от своих армий, расположенных в 6 километрах друг от друга. Они отсылают своих сопровождающих и в течение длительного времени ведут переговоры с помощью переводчиков. Два века спустя историк Тит Ливий воспроизведет речи, произнесенные двумя полководцами, один из которых окружен ореолом славы шестнадцатилетнего властвования в Италии, а другой стремится к всемирной славе.

Battle of ZamaДве различные армии
Разрабатываются тщательные планы атаки. Ганнибал помещает на передовую линию 80 слонов, на вторую — галльских и лигурийских наемников, а на третью — карфагенскую и африканскую пехоту. На некотором расстоянии от них, в резерве, располагаются другие наемники, ветераны, набранные в армию во время кампании в Италии. На правом и на левом флангах находятся всадники; справа — это карфагеняне, слева — нумидийцы под руководством молодого царя Сифакса, супруга знаменитой Софонисбы.

Имеется возможность восстановить план Ганнибала — бросить в атаку слонов, затем развернуть и ввести в бой ряды галльских и лигурийских наемников, что должно ослабить римлян, затем использовать более сильную линию карфагенян и, наконец,
итальянских ветеранов, которые должны обеспечить победу. В армии, состоящей из воинов, различных по своей национальности, языку, оружию, способам вести сражение, чрезвычайно сложно достичь согласованности распоряжений, передаваемых через переводчиков, и Ганнибал старается воодушевить их: наемникам он обещает дополнительное вознаграждение; карфагенянам, нумидийцам и африканцам рисует картины страшных разрушений в и* странах в случае поражения.

Но расстановка войск Сципиона делает тактику Ганнибала совершенно неэффективной. В самом деле, отказавшись от компактной расстановки пехоты в шахматном порядке, используемой римской армией, Сципион оставляет проходы между манипулами (подразделениями римских войск) и ставит в эти промежутки велитов, легковооруженных воинов, которые могут быстро перемещаться и тем самым дезориентировать слонов. На левом фланге он располагает конницу нумидийцев под предводительством Масинисса, союзника римлян.

Сципион становится Сципионом Африканским
Согласно плану Ганнибала, атака слонов является сигналом к началу боя. Но, испугавшись звуков римских труб и рожков, толстокожие животные разворачиваются и устремляются на собственную армию. Лишь несколько из них продолжают продвигаться к римским войскам. Именно в этот момент проявляется преимущество расположения войск Сципиона: погонщики направляют животных в свободные проходы, и велиты с двух сторон метают в них дротики. Оба фланга армии Ганнибала, включающие карфагенскую и нумидийскую конницу, обращают слонов в беспорядочное бегство. Когда же наконец сталкиваются пехотинцы, силы уже не равны. Вспомогательные отряды галлов и лигурийцев, как и предвидел Ганнибал, не могут долго сопротивляться и начинают отступать к третьей линии, состоящей из карфагенян и африканцев. Те не хотят пускать их в свои ряды и борются одновременно против наемников и против римлян.

Тогда Сципион использует тактический прием, придуманный Ганнибалом во время битвы при Каннах: вторая и третья линии легионеров размыкают строй и направляются к левому и правому флангам противника, окружая карфагенян, продолжающих борьбу с первой линией. Начиная с этого момента можно говорить о победе римлян. Лишившись помощи слонов, конницы и наемников, карфагеняне пускаются в бегство. Примерно 20 000 человек Ганнибала погибли во время сражения, 10000 были взяты в плен, а также 11 слонов. Что касается римлян, они потеряли около полутора тысяч человек. Добравшись до Карфагена, Ганнибал объявляет своим согражданам, что проиграл не только битву, но и войну. Карфаген должен согласиться на мирный договор, являющийся для них разорительным: он теряет Испанию, выдает свой флот и боевых слонов и ежегодно выплачивает контрибуцию в 10 000 талантов (примерно 50 миллионов франков золотом). Вернувшись в Рим, Сципион празднует триумф и получает от своих воинов прозвище Африканский.

Читайте далее: Экс и Верцеллы (Марий теснит кимвров и тевтонов)



Перейти на главную страницу...
Великие битвы О проекте Контакты Все полководцы мира