На главную

БИТВА ПРИ КАННАХ

Блестящая победа Карфагена

2 августа 216 года до н.э. после молниеносной войны на севере Италии Ганнибал разрабатывает в Каннах оригинальную тактику окружения, позволившую ему одержать решающую победу над римской армией.

Однако, отказавшись от наступления на Рим, карфагеняне ввязались в затяжную войну.

Battle of CannaeНа берегах Ауфиды
Перейдя со своими войсками через Альпы, Ганнибал одерживает три победы над римлянами: при реках Тицин, Треббия и у Тразименского озера. Затем он пересекает Умбрию и Пицен — между Аппенинами и Адриатикой — и подходит к Апулии на юго-востоке Италии. С того момента, как они покинули Южную Испанию, карфагеняне прошли более трех тысяч километров и трижды победили римскую армию.

После смерти у Тразименского озера консула Фламиния римляне, наученные горьким опытом, назначают своим диктатором Фабия Максима, который решает избежать прямого столкновения с карфагенянами и ограничивается рядом вылазок во время их движения по Италии. Но по окончании срока своих полномочий он не в состоянии убедить консулов, избранных на 216 год, Эмилия и Варрона, придерживаться и дальше такой тактики. Консулы хотят нанести решительный удар. Они поднимают восемь легионов, которые вместе с союзниками составляют мощные силы в 80 000 человек против 50 000 которыми располагает Ганнибал. Наперекор мнению Эмилия завлечь карфагенян в гористую местность, Варрон ведет армию прямо в Апулию, к городу Канны, что близ устья реки Ауфид (совр. Офанто), где расположился Ганнибал.

Изнурительная борьба
Утром 2 августа обе армии выстраиваются на правом берегу Ауфиды. Римляне стоят лицом на юг, карфагеняне — на север. В этот день дует сильный ветер сирокко, поднимая тучи пыли, ослепляющей римлян. Боевые ряды их армии являются классическими: в центре легионы располагаются в три линии; правый фланг, которым командует консул Эмилий, состоит из римской конницы, а левый фланг, возглавляемый Варроном, представлен конницей союзников. Карфагенская армия выстроена по типу римской: левый фланг включает галльских и испанских всадников; правый состоит из конницы нумидийцев; в центре располагаются три пехотных корпуса (галльский, испанский и африканский) под командованием самого Ганнибала. Внешний вид этих воинов вводит противника в замешательство: галлы обнажены по пояс и защищены громадными щитами, испанцы одеты в белоснежные льняные туники, отделанные пурпуром, черные африканцы размахивают римским оружием, захваченным во время битв при Треббии и у Тразименского озера. 

После атаки легковооруженной пехоты, которая начинает сражение, Ганнибал предпринимает маневр, который приведет к победе. Его конница слева и справа стремительно атакует римскую конницу, которая не может выдержать удар и беспорядочно отступает. В это время галлы и испанцы центра вступают в бой, и римские легионы без труда прорывают слабую линию противника. Продолжая продвижение вперед, римляне оказываются в центре расположения врага. Здесь их встречают африканские воины, еще не вступившие в бой, которые полумесяцем смыкают ряды с обеих сторон вокруг римлян. Конница карфагенян присоединяется к ним и окружает врага плотным кольцом. 

Death_Aemilius_Paulus"Ты умеешь побеждать, Ганнибал!.."
Попав в тиски карфагенской армии, римляне защищаются героически. Но враг атакует и спереди и сзади, громя их ряды. По мере того, как их численность уменьшается, круг противника неизбежно сужается. Римская армия потерпела в этом бою самое крупное поражение: 45 000 убиты (в том числе Эмилий) и 20 000 взяты в плен. Только 15 000 римлян, среди которых и консул Варрон, смогли скрыться и вернуться в Рим.

В одной битве римляне потеряли большое количество мужского населения, способного держать в руках оружие, и около сотни сенаторов, представлявших элиту республики. Ганнибал же, сумев завлечь римские войска в западню при Треббии и у Тразименского озера, потерял лишь 6000 человек, в основном галлов и испанцев, и захватил невиданно богатые трофеи. Но, несмотря на советы своего окружения, пунийский предводитель отказывается от попытки захватить Рим. Это не просто каприз: он понимает, что у него нет необходимых сил для штурма укрепленного города и что основная часть его армии, конница, не пригодна для осады крепости. Многие не понимают причины подобного поведения. Один из его офицеров замечает: “Ты умеешь побеждать, Ганнибал, но не умеешь пользоваться победой!” Несмотря на то, что разгром при Каннах казался началом падения Рима, тактика истощения неприятельской армии, предложенная диктатором Фабием Максимом, снова взятая на вооружение, позволит дождаться того момента, когда окрепнет новое поколение бойцов, которые смогут вытеснить карфагенян из Италии.

Читайте далее: Зама (Вторая Пуническая война разыгрывается в Африке)



Перейти на главную страницу...
Великие битвы О проекте Контакты Все полководцы мира