На главную

НАРАМ-СУЭН

(? г. до н.э. - 2200 г. до н.э.)
НАРАМ-СУЭН
Участие в войнах: Подавление внутренних мятежей. Поход против Диданум, Эбла. Походы в Магану и Меллуху. Походы в Верхнюю Месопотамию
Участие в сражениях:

(Naram-Sin of Akkad) Правитель Аккадского царства и Шумера

Царствование Нарам-Суэна началось с восстания. Некого Ипхур-Киша граждане Киша избрали на царствование. К их мятежу присоединилось множество городов в разных частях обширного государства: (Куту, Уруму, Казаллу, Тива, Тимтаб, Авак, Дильбат, Ибрат, Урук и Сиппар). Но Нарам-Суэн решительными действиями разгромил войска восставших. С Ипхур-Кишем также выступили царь страны Намар, царь Симуррума (позднее Забан), царь Аписаля (возможно в Эламе), царь Мари Мигир-Даган, царь Мархаши (в Эламе), царь Магана Манум, царь Урука Лугальана, царь Уммы и царь Ниппура Амар-Энлиль. О победах Нарам-Суэна течении одного года над армиями этих 9 царей и пленении 3 царей, вождей этих армий повествует нам надпись его сына Липитили. Пленников он велел принести в жертву (сжечь) перед богом Энлилем в Ниппуре.

Нарам-Суэн предпринимал успешные походы на запад, где одержал победу над западно-семитским скотоводческим племенем Диданум, а также воевал против царства Эбла, населённого западными семитами и осуществлявшего в здешних местах гегемонию. Судя по надписям, Нарам-Суэн совершенно разрушил «Эблу и Арманум» и уничтожил Эблаитское царство при его последнем царе Ибби-Закире, о чём повествует подлинная надпись правителя Арманума Ред-Адада. Разрушение Эблы в это время подтверждено археологически; местоположение Арманума до сих пор не установлено, последний под этим названием в документах из Эблы не назван, но, может быть, он идентичен часто упоминаемому в них Арми. Войска Нарам-Суэна доходили до гор Аманус и до Уллизума (или Уллазы), города на Средиземном море.

На юге Нарам-Суэн воевал с Маганом (видимо, совр. Оман), где он пленил царя с семитским именем Маниум, покорил Дильмун (о. Бахрейн) и совершал походы в Мелухху (видимо, западная Индия), причём там ему сопротивлялись 17 царей.

На севере Нарам-Суэн предпринял поход в Верхнюю Месопотамию на город-государство Тальхатум, причём правители страны субареев (Субарту) доставляли его войску провиант. К сожалению, о его войнах на севере и северо-востоке с «владыками (белу) горных стран», то есть с царьками луллубеев, гутиев и других горных племён, а также городами-государствами: Варахсе, Намар, Симуррум, Мардаман, Аписаль и даже, будто бы, Пурушханды, расположенной в глубине Малой Азии, имеются только легендарные известия. Однако на городище Тель-Бра, в верховьях реки Хабур (предположительно на месте древней колонии Юж. Двуречья), наряду с остатками построек, возведённых Римушем, найден и дворец Нарам-Сина, а его наскальная надпись обнаружена недалеко от истоков реки Тигр (в районе современного г. Диярбакыра). В этом направлении Нарам-Син, по-видимому, доходил до Урмийского озера. На «Победной стеле», установленной Нарам-Суэн в Сиппаре, говорится, что он разгромил союз Сатуни, царя луллубеев и сидурского царя, имя которого, на стеле не сохранилось. Но вместе с тем военный успех Нарам-Сина в Приурмийском районе носил временный характер. Судя по позднему эпическому произведению «Царь Куты (гутиев)», Нарам-Суэну приходилось испытывать и горечь поражения; в тексте описывается, как он трижды посылает войска против вражеской коалиции 70 царей, но ни один воин не возвращается живым. Враги Нарам-Суэна при этом обозначены как «умманманда (войска Манды)», этот термин позже применялся для обозначения населения северо-восточных стран в зоне Урмийского озера.

На востоке Нарам-Суэн воевал с Эламом и, в конце концов, между Нарам-Суэном и эламским правителем, предположительно, Хитой был заключён письменный договор, по которому Элам обязывался согласовывать свою внешнюю и военную политику с аккадским царём, но сохранял полную независимость во внутренних делах. Однако царь эламской области Варахсе был уведён Нарам-Суэном в плен в оковах, да и в Сузах наряду с эламским царём некоторое время сидел наместник Аккада.

В правление Нарам-Суэна Аккадское царство достигло наибольшего могущества. Нарам-Син построил в Аккаде великолепные храмы и воздвиг неприступные стены. При нём были доведены до конца перемены в государственном устройстве, начатые ещё его дедом Саргоном. Нарам-Суэн отбросил не только титул южных гегемонов «царь страны» (это сделал ещё Римуш после восстания Каку), но и титул северных гегемонов «царь множеств» (Киша), очевидно после восстания Ипхур-Киша. Он вообще отказался от традиционных титулов, приняв новый, но зато действительно всеобъемлющий титул «царь четырёх стран света». В полную титулатуру, кроме того, включались титулы «царь (или бог) Аккаде, энси бога Абы» и жреческие звания, связанные с культом верховных божеств Анума, Эллиля и Хайа (то есть шумерских Ана, Энлиля, Энки) и аккадских богинь Астар (позже Иштар) и Анунит. Как видно из надписей, Нарам-Суэн впервые сам объявил себя богом и потребовал своего культа, а верховный жрец Энлиля называет себя рабом Нарам-Суэна, как любой царский чиновник.

Хотя Нарам-Син сохранил управление номами через энси, но на должность энси он назначал либо своих сыновей, либо своих чиновников. Так в Титтуле, на Среднем Евфрате, сидел его сын Наби-Ульмаш, в Мараде — другой его сын Липитили. Ещё два его сына Бинкалишарри и Убиль-Эштар также имели свой штат чиновников, поэтому вероятно, что они тоже были правителями каких-то городов. В Лагаше вместо энси Ур-э Нарам-Суэн поставил простого писца Лугаль-ушумгаля. Одна дочь Нарам-Суэна была главной жрицей в Уре, а ещё две дочери были жрицами в Мари. Своему внуку и наследнику Нарам-Суэн дал имя Шаркалишарри («Царь всех царей»), а своему второму сыну — Бинкалишарри («Потомок всех царей»).

Но, по-видимому, под конец его царствования у него произошел конфликт со жречеством, так как Нарам-Син позволил своим воинам ворваться в Э-кур, храм Энлиля в Ниппуре. Медными топорами они разрушили храм, захватили сокровища Ниппура и отвезли их в Аккаде. В уже упоминающемся произведении «царь Куты» говорится, что за такое осквернение храма боги разгневались на Нарам-Суэна и послали проклятие на Аккаде, а Энлиль для защиты города Ниппура призвал гутиев с гор. То есть в этом произведении гутии представлены в качестве союзников ниппурцев и, в конечном итоге, шумеров. Гутии под предводительством своего вождя Энридавазира вторглись в Шумер, захватили Ниппур и положили конец посягательствам отрядов Нарам-Сина на храм Энлиля. Нарам-Суэн с трудом отбил натиск гутиев. В этой борьбе ему, вероятно, помогал царь Элама Пузур-Иншушинак, который был связан с Аккадом союзным договором. Пузур-Иншушинак предпринял поход на север, стремясь преградить путь гутийским вторжениям в Месопотамию. Однако этот поход не привел к желаемым результатам. Вторжение восточных и северо-восточных племён в Двуречье продолжалось.

Враждебные действия луллубеев, гутиев и других горных племён против Нарам-Сина привели к созданию новой коалиции враждебной Аккаде. В ней участвовали тот же город Ниппур, Симуррум (против него выступал ещё Саргон), Намар (хуррит Навар) и ряд других городов Двуречья. Поскольку упоминаемый выше старовавилонский эпический текст неполон, конечную судьбу враждебной Нарам-Суэну коалиции определить невозможно. Лишь на основании других данных можно выявить, что эта коалиция, видимо, распалась. Из датировочной формулы известно, что Нарам-Сину, по-видимому, удалось взять в плен правителя города Симуррума.

Нарам-Суэн правил 37 лет и, видимо, погиб в сражении с гутиями.

Биография

Комментарии

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 
Великие битвы О проекте Контакты Все полководцы мира