ВЗЯТИЕ ИЕРУСАЛИМА НАВУХОДОНОСОРОМ II
Навуходоносор наказывает евреев
После уничтожения Ассирии в 612 году до н.э. вавилоняне контролируют бывшую территорию своего противника, в том числе Иудейское царство со столицей Иерусалимом, который не желает подчиняться новым повелителям.
В 609-608 годах до н.э., до прихода вавилонян, фараон Египта Нехао II, воспользовавшись падением Ассирии, готовит наступление на своих соседей. Стремясь вернуться к тем славным временам, когда в состав Египта входили Сирия и Палестина, он устанавливает контроль над Левантом и на трон Иудейского царства сажает царя Иоакима, который выплачивает ему дань. Но Вавилон не собирается упустить этот богатый регион, находящийся на побережье Средиземноморья и являющийся мировым торговым перекрестком. В 605 году до н.э. наследный принц Навуходоносор наносит поражение фараону. Сирия и Палестина переходят к победителю, а Иудейское царство попадает под его господство.
Первое восстание
Четыре года спустя надежда восстановить независимость вновь зарождается в сердце царя Иоакима, когда он узнает, что Египет отбил атаку вавилонян на своей границе. С помощью прежнего колонизатора он рассчитывает освободиться от вавилонян. В 600 году до н.э. Иоаким организует восстание против Вавилона, отказываясь платить дань. Из-за внезапной смерти он так и не увидит плодов своих действий.
Его сын оказывается в довольно сложном положении. Проходит три года, наступает время, когда Навуходоносор II, царь Вавилонии с 605 года до н.э., становится во главе мощной армии и начинает осаду Иерусалима. Молодой еврейский царь, который видит, что помощь египтян, на которую возлагал надежды его умерший отец, не приходит, и который хорошо знает о драматичных последствиях длительной осады для города и его жителей, предпочитает сдаться. Решение в высшей степени разумное: оно позволяет Навуходоносору сохранить город. И все же храм Соломона подвергается разграблению, а царь и наиболее знатные люди депортируются в Вавилон. Седекия, дядя Иоакима, становится царем Иудейского царства.
Нет пощады Иерусалиму
Египет, который не отказывается от своих имперских амбиций, продолжает подстрекать побежденное царство, так же, как и другие государства данного региона, к свержению вавилонского ига. Седекия готов бросить вызов Вавилону, но его решение не встречает полного единодушия среди соотечественников, которые не забыли ответного удара Навуходоносора. Против него выступают и сторонники пророка Иеремии, который призывает к покорности. И все же война начинается. Иерусалим восстает против захватчиков в конце 589 года до н.э. или в начале следующего года.
Навуходоносор возвращается в Сирию и Палестину со своими войсками, решив на этот раз положить решительный конец постоянным мятежам евреев Расположив свой лагерь возле города Хомс в Сирин, он руководит оттуда осадой Иерусалима. Город, которому египтяне тщетно пытаются оказать помощь, остается без продовольствия.
Навуходоносор отдает приказ возвести насыпи, чтобы добраться до верхнего края крепостных стен, но, в конце концов, его войска проникают в город через проделанную в стене брешь. Восемнадцать месяцев героического сопротивления заканчиваются трагически: воины, включая царя, бегут к долине реки Иордан, чтобы избежать пыток вавилонян, применяемых обычно к побежденным. Седекию захватывают в плен и приводят к Навуходоносору. Сыновей Седекии убивают, после чего ему выкалывают глаза, затем, заковав в цепи, отводят в тюрьму Вавилона.
Навуходоносор отправляет Небузарадана, предводителя личной охраны, в Иерусалим с заданием разрушить мятежный город. Огню предан храм Соломона, самое святое место для евреев. Он разрушает колонны и “бронзовое море”, огромный сосуд, предназначенный для очищения. Все культовые предметы из золота и серебра перевозятся в Вавилон. Царская резиденция, дома знати разграблены и сожжены. Небузарадан берет в плен главных жрецов храма, военачальников и шестьдесят мужчин, которых он приводит к Навуходоносору на казнь.
Что касается остального населения города, то большая его часть депортируется в Вавилон. Завоеватель оставляет лишь тех, кто должен обрабатывать землю и ухаживать за виноградниками. Таким образом, тысячи евреев воссоединяются со своими соотечественниками, высланными в Вавилон в 597 году до н.э. в результате поражения во время первой осады. Они останутся здесь до 539 года, пока Кир, победитель Вавилона, не возвратит им свободу.
Разрушение Иерусалима и следующие за ним события катастрофичны. Иудейское царство разгромлено, храм стерт с лица земли, население в изгнании. Евреи считают подобную серию несчастий проявлением божественного гнева: никакого сомнения, что Бог наказывает их за грехи. Эта трагедия оставила глубокий след в истории еврейского народа.
Читайте далее: Марафон (Столкновение двух миров)
Перейти на главную страницу...